Системные расстановки

по Берту Хеллингеру

Организационные расстановки и бизнес-расстановки

Организационные расстановкиОрганизационные расстановки являются инструментом исследования организации с точки зрения взаимосвязи её элементов, структуры и происходящих в ней процессов, а также ее взаимодействия с внешними системами.

Метод ориентирован (наиболее эффективен) на владельцев бизнеса и топ менеджеров, поскольку эти люди оказывают решающее воздействие на систему организации. Также он полезен и для других членов организации, которым необходимо решить свои проблемы.

Организационные расстановки заменяют дорогостоящие бизнес-консультантации, наглядно показывая реальную ситауацию в организации и пути выхода из сложившейся ситуации.

Организационная расстановка используется для решения следующего типа вопросов

  • Обнаружение и анализ сложных ситуаций (подводных камней) в структуре организации.
  • Проблемы лидерства
  • Проблемы взаимоотношений с членами коллектива
  • Скрытые и явные конфликты
  • Вопросы, возникающие при основании или слиянии кампаний
  • Вопросы достижения целей организации, стратегии кампании
  • Выбор направления развития
  • Уточнение собственного места в организации
  • Проблемы продвижения продукции на рынке
  • Маркетинговые вопросы
  • Принятие важных решений: Должен ли я остаться или уйти? Примем ли мы этот вызов? Какой кандидат подходит на это место? Нужно ли нам вообще назначать кого-либо на это место?

Организационные расстановки могут дать "страховку" для принятия необходимых решений. Например, в случае вопросов преемственности, назначении должности и других личных или хозяйственных переменах, и многое другое.

Результаты метода

Организационные расстановки позволяют за короткое время получить важную информацию о системе.

Есть три возможности применения Организационных Расстановок: 

1.  Расстановки могут помочь в ответе на вопрос: "Что происходит в компании?".  

2. Расстановки могут также помочь в следующих случаях: 

Например, что случится, если мы объединим две команды? Что произойдёт, если мы наймём извне нового начальника департамента? Как клиенты отнесутся к выводу новой линейки продуктов? 

3.  И, наконец, расстановка может работать следующим образом. 

Она привносит в компанию нечто новое. Прояснение глубокой сути процессов в организации владельцем или топ-менеджером компании открывает дверь к её трансформации и организационному развитию. 

Среди возможных изменений: построение оптимальной организационной структуры, кадровые перестановки, новые идеи и сценарии для развития бизнеса, локализация ресурсов для роста компании. 

Кто и что принадлежит организационной системе (кого и что можно поставить в организационной расстановке)

В организациях количество возможных элементов, которые можно расставить, намного больше, чем в семейных расстановках. Чтобы получить представление, какие элементы можно использовать для организационной расстановки, ниже приводится следующий неполный список:

  • основатели,
  • источник финансирования,
  • акционеры,
  • совет директоров,
  • руководство,
  • материнские компании,
  • подразделение и его начальник,
  • весь персонал индивидуально или в группах.

Иногда:

  • клиенты и поставщики,
  • те, кто сыграли важную роль в истории организации,
  • члены семьи владельца компании,
  • советники, консультанты.

Так же возможны:

  • задачи и цели организации,
  • продукт компании и рынок,
  • другая организация, конкурент,
  • элементы, среди которых можно сделать выбор,
  • рабочие темы в организации,
  • навыки и умения человека,
  • концепция,
  • географическая область или место, где эта организация находится.

Запись на расстановку